ООО Хэнань Бэйцзинь Электромеханическое Оборудование
1021, 10 этаж, Корпус Б, Комплекс «Цзянъе Кайсюань», ул. Хуаюань, 122, район Цзиньшуй, г. Чжэнчжоу, пров. Хэнань, Китай
Когда видишь маркировку '100' на канистре, первое, что приходит в голову — это вязкость. Но тут же вспоминаешь, как в 2018 году мы залили в винтовой компрессор Atalas Copco масло с красивой цифрой '100', а через 200 моточасов начался повышенный износ роторов. Потом-то разобрались, что производитель имел в виду не вязкость по ISO, а какой-то свой внутренний стандарт. Именно такие истории заставляют внимательнее смотреть на спецификации.
В нашем цеху стоят три разных компрессора: поршневой ABAC, винтовой Remeza и безмасляный Fiac. Для каждого — свой тип масла. В поршневой можно лить минералку, в винтовой — только синтетику, иначе межремонтный интервал сокращается втрое. Как-то пробовали экономить, залили полусинтетику в Remeza — через месяц пришлось менять сепаратор. Дороже вышло.
Особенно критичен выбор для высокотемпературных режимов. Летом 2022 в кузнечном участке температура в компрессорной поднималась до 45°C. Масло с недостаточным индексом вязкости начало быстро окисляться. Пришлось экстренно переходить на синтетическое масло Shell Corena S4 P 100. Кстати, его как раз можно считать эталоном для категории '100'.
Сейчас сотрудничаем с ООО Хэнань Бэйцзинь Электромеханическое Оборудование — они как раз подбирают масла под конкретные условия эксплуатации. Недавно консультировались по подбору масла для компрессора с ременным приводом, работающего в пыльном помещении. Посоветовали менять не каждые 4000 часов, а через 3000 — из-за повышенного загрязнения.
Часто вижу в каталогах пометку 'всесезонное масло'. Но в Сибири, где перепады температур достигают 60 градусов, такое масло зимой превращается в кисель. При -35°C компрессор просто не запускается — маслонасос не может прокачать загустевшую жидкость. Приходится либо ставить подогрев, либо использовать зимнюю серию.
Помню, на лесопилке в Коми пытались использовать всесезонное масло круглый год. Результат — ежегодная замена подшипников в два раза чаще положенного срока. Особенно пострадал упорный подшипник винтовой пары — из-за плохой смазки при холодном пуске.
Специалисты с henanbeijin.ru как-раз отмечали, что для северных регионов нужно как минимум два типа масел — летнее и зимнее. Их вакуумные насосные системы, кстати, тоже чувствительны к вязкости масла — неправильный подбор приводит к падению производительности на 15-20%.
В прошлом месяце ремонтировали компрессор на мебельной фабрике. Хозяин жаловался на частые замены масляных фильтров. Оказалось, он покупал дешевое масло у непроверенного поставщика — в нем были примеси, которые забивали фильтрующие элементы. После перехода на качественное масло для компрессора воздушного 100 интервал замены фильтров увеличился с 500 до 1500 часов.
Еще случай: на хлебозаводе использовали масло без пищевого допуска. Технолог не придал значения, пока в продукции не появился посторонний привкус. Пришлось полностью промывать систему и переходить на специальное пищевое масло — дороже, но безопаснее.
Интересный опыт получили при работе с системой рекуперации отработанного тепла. Оказалось, что качество масла напрямую влияет на эффективность теплообменников. При использовании некондиционного масла на стенках теплообменника быстрее образуется нагар, КПД системы падает на 25-30%.
Первое — всегда требовать паспорт качества. Как-то купили партию масла, где вязкость при 40°C была не 100 сСт, а всего 92. Для винтового компрессора это критично — начинает просачиваться через уплотнения.
Второе — обращать внимание на температуру вспышки. Для компрессоров с рабочей температурой 90-100°C нужна температура вспышки не менее 220°C. Иначе повышается испаряемость, чаще приходится доливать.
Третье — щелочное число. В условиях нашего города, где воздух насыщен выбросами промпредприятий, нужно масло с повышенным щелочным числом — лучше нейтрализует кислоты, образующиеся при окислении.
Сейчас многие переходят на масла с увеличенным интервалом замены. Но здесь есть нюанс — такие масла требуют идеально чистых систем. Если в компрессоре есть остатки старого масла или загрязнений, эффекта не будет.
Заметил тенденцию к специализации — появляются масла конкретно для безмасляных компрессоров (да, там тоже нужна смазка вспомогательных механизмов), для высокооборотных моделей, для агрегатов с частотным регулированием.
Компания ООО Хэнань Бэйцзинь Электромеханическое Оборудование в последнем каталоге предлагает уже 7 различных модификаций масел с маркировкой '100' — для разных типов нагрузок и условий работы. Особенно интересно их предложение по маслам для систем с рекуперацией тепла — там особые требования к термоокислительной стабильности.
Думаю, в ближайшие годы мы увидим еще большую дифференциацию. Уже сейчас для компрессоров, работающих в паре с вакуумными насосами, требуются масла с особыми антипенистыми свойствами. А для систем с адсорбционными осушителями — с пониженным содержанием легких фракций.